Летим в Индию.
Где в декабре тепло, но не жарко. И нет дождей. На севере Индии. Мы прочитали об этом в интернете. И решили лететь в Индию.
Купили в “Аэрофлоте” авиабилеты на рейсы из Санкт-Петербурга в Москву и из Москвы в Дели. Ну и, соответственно, обратно. Из Москвы, потому что из Санкт-Петербурга в Дели самолеты не летают.
Тур по “Золотому треугольнику” Индии купили в компании “Терра Азия” Санкт-Петербург.
Из Москвы в Дели лететь 6 часов. Оказалось, не так и долго. А на комфортабельном самолете даже приятно.
И погода в Индии была такой, на какую мы рассчитывали. Температура -максимум +26 днем и не меньше + 9 ночью.
Не все Сингхи сикхи.
Утром на выходе из гостиницы в Дели нас встретил молодой симпатичный индус с гордой осанкой. Представился. Его зовут Санджив Сингх. И он будет нашим постоянным гидом в 10 дневном путешествии.
Я спросил его. Не сикх ли он. Он ответил, что он индус. Что его фамилия в переводе на русский значит “лев”. Что да, все сикхи носят фамилию Сингх. Но, что не все люди с фамилией Сингх сикхи по вероисповеданию.
Оказывается, слова Сингх и сикх – это разные слова. Они имеют совсем разное значение. В переводе на русский сикх значит ученик. Так называют приверженцев религии сикхизма.
Санджив добавил, что у всех женщин сикхов фамилия Каур. То есть львица.
Едем в сикхский храм.
В этот же день мы посетили сикхский храм.
Приехали в центр района Дели, Коннахт Плэйс, построенного англичанами в 30-е годы XX века. По меркам Дели, район довольно аккуратный. Здесь находятся штаб-квартиры многих крупных компаний.
Вышли из автомобиля и пошли в направлении храма.
Вот они. Сикхи.
Как же я забыл, что они все ходят в тюрбанах, когда спрашивал Санджива, не сикх ли он?
Тут же Санджив сообщил, что у сикхов, мужчин и женщин, есть пять обязанностей, обозначаемых словами, начинающимися на букву “К”.
Кеш – ходить с необрезанными волосами, в том числе бородами и усами, с головами, покрытыми тюрбаном у мужчин или платком у женщин.
Кангха – в волосах должен быть гребень.
Кара – на руке должен быть браслет.
Качх – надо быть одетым в короткие штаны особого покроя. Типа длинных трусов.
Кирпан – меч или кинжал, спрятанный под одеждой.
Входим в храм.
Входя в любой храм в Индии надо снять обувь. Для входа в сикхский храм нам пришлось еще и снять носки, так как каждый входящий должен пройти через небольшую ванночку с водой.
А еще нам на головы повязали оранжевые платки.
Храм по внешнему виду напомнил московский Храм Христа Спасителя.
Сикхский храм построен в 1783 году. Наш главный православный храм, как известно, начал строиться пятьдесят лет спустя, а был освящен через сто лет после постройки делийского. В 1883 году.
Гурдвара Бангла Сахиб.
Сикхский храм, в который мы пришли, называется Гурдвара Бангла Сахиб.
Гурдварами называются все сикхские храмы. Составное слово. Состоит из слов “гуру” и “двара”. На русский это переводится как “ворота гуру”. Не правда ли, слово “двара” напоминает русское слово “дверь” или” ворота”.
Наши языки дальние родственники.
Слово “Бангла” в названии храма означает “бенгальский”. А слово “Сахиб” значит “уважаемый, учитель”.
Получается, что в названии храма два раза звучит слово учитель. Ведь слово “гуру” тоже переводится на русский словом ” духовный учитель”.
А сикх, напомним, это “ученик”.
Нанак первый гуру сикхов.
Основал религию сикхизм первый гуру Нанак, живший в Пенджабе с 1469 года по 1539.
Во времена Нанака Пенджаб был провинцией в огромной мусульманской империи Великих Моголов, занимавшей территорию почти всей Индии, а также Афганистана.
В настоящее время штат Пенджаб находится на Северо-Западе Индии. Но этот штат лишь восточная часть исторического Пенджаба. Западная часть большого Пенджаба после 1947 года принадлежит Пакистану.
Нанак много путешествовал. Даже был в Мекке. А потом основал новую религию, не похожую ни на индуизм, ни на ислам.
Во что верят сикхи.
Я раньше практически ничего не знал про сикхизм. Послушав Санджива, подумал: “Какая хорошая религия!”.
Сикхизм, в отличие от индуизма, не признает деление на касты.
Сикхизм, в отличие от ислама, признает равенство мужчин и женщин.
Сикхи считают. что необходимо уважать свою свободу и свободу других людей.
Сикхи верят в единого бога. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения к всем людям на Земле, независимо от происхождения.
Всякие разговоры о загробной жизни, перерождении, воздаянии сикхи считают способом манипулировать одними людьми другими. Что очень не приветствуется сикхами.
Первый гуру Нанак считал, что всякие религиозные ритуалы, поклонения идолам и изображениям, не имеют никакого значения.
Но люди есть люди. Некоторые ритуалы все таки возникли. Например, медитация, распевание гимнов.
Восхитила взаимопомощь членов сикхской общины.
Гуру.
После Нанака было еще девять живых гуру сикхов.
Пятый гуру собрал религиозные гимны, написанные предыдущими гуру в священную книгу сикхов “Ади Грантх” (“Изначальная книга”).
А десятый, живший в конце ХVII века, объявил, что больше живых великих гуру не будет. Постоянным гуру была объявлена священная книга “Ади Грантх”. Ее переименовали в “Гуру Грантх Сахиб”.
В центре каждой гурдвары ( сикхского храма) находится священная книга.
Служба в храме в том и состоит, что люди собираются и поют гимны из этой книги.
“Золотой Храм” в Амритсаре.
Делийский храм очень уважаемый, но не главный у сикхов. Главная гурдвара сикхов Хармандир – Сахиб находится в священном городе Амритсаре в Пенджабе. Ее называют “Золотым храмом”, потому что его стены покрыты золотом.
Все мы узнали о храме в Амритсаре в 1984 году, когда в нем засели сикхи, объявившие об отделении Пенджаба от Индии, и создании независимого сикхского государства Халистан.
По приказу тогдашнего премьер-министра Индии знаменитой Индиры Ганди армейские подразделения с боем выбили сепаратистов из храма. Погибло 492 мирных жителя.
Сикхи не простили Индире Ганди осквернение их святыни. Премьер – министр была расстреляна собственными охранниками сикхами.
По стране прокатилась волна погромов. Индусы убивали сикхов.
Сикхи – воины.
Почему же сикхи были охранниками у Индиры Ганди.
На что она рассчитывала после штурма “Золотого храма”, мне не понятно.
А почему они были охранниками до того, вполне объяснимо. Сикхи считаются лучшими и самыми бесстрашными воинами в Индии.
Они же все Сингхи (львы) и Кауры (львицы).
Сикхи составляют всего 2% населения Индии. Но 20 % офицеров индийской армии и 15% нижних чинов сикхи.
В бесстрашных воинов сикхи превратились в борьбе с мусульманской империей Великих Моголов и в постоянных войнах с агрессивными афганцами.
Вся община сикхов (хальса) превратилась в военную организацию. Я уже писал, что каждый сикх обязан носить меч или кинжал.
Было создано государство сикхов со столицей во вновь построенном городе Амритсаре. В результате многолетних войн государство сикхов расширило свои владения за территорию Пенджаба.
Только англичане сумели остановить сикхов. Государство сикхов вошло в состав Британской империи.
Англичане с удовольствием брали сикхов в свою армию. Они прославились и в колониальных войнах, и в мировых.
Не только воины, не только пенджабцы.
Жители Пенджаба, а там практически все сикхи, лучшие фермеры в Индии. Сикхи, в отличие от индусов, считаются активными работящими людьми, хорошими бизнесменами.
Надо помнить, что религия сикхов не делит людей ни на касты, ни на национальности.
Сикхом может стать человек любой национальности. Но фактически сикхизм стал национальной религией пенджабцев.
В гурдвары пускают людей всех религий, независимо от пола и возраста.
У саровара я и моя Настя.
В обряд посвящения в сикхи входит омовение амритой (святой водой). Считается, что в сароваре ( священном водоеме) у Гурдвара Бангла Сахиб есть амрита.
В названии главного города сикхов Амритсара есть слова “амрита” и “сар”. Рядом с “Золотым храмом” в Амритсаре находится водоем со святой водой.
Внутрь храма мы заходили, но там нельзя фотографировать.
Рядом с храмом находится общественное здание. В нем есть и библиотека, и школа, и музей.
А главное, лангар. Общественная трапезная.
Каждый сикх обязан участвовать в совместном обеде.
Такой ритуал сплачивает общину. В первые годы существования религии совместные трапезы служили уничтожению деления людей на касты.
Сикхи должны не только участвовать в совместном обеде, но и участвовать в приготовлении пищи для трапезы.
Каждый член общины (хальсы) должен жертвовать на нужды общины и храма. Деньги, продукты, свое время.
Когда мы увидели, как сикхи сдают кровь в своем храмовом комплексе мы просто по – доброму позавидовали этим людям.
Им повезло быть членами такой сплоченной общины.
Мы открыли неизвестную нам религию.